Бушерон. На первую страницу

Цифровые диктофоны SANYO, OLYMPUS
Аккумуляторы, зарядные устройства LENMAR
Бинокли OLYMPUS
Правила композиции, помогающие сделать снимок интересным • «Мастер-класс» • Бушерон
Мастер-Класс
О фирме Новости Продукция Мастер_класс Сервис-Центр
 
Новости «Мастер-класса»

Правила композиции, помогающие сделать снимок интересным • «Мастер-Класс»


Теория
Практикум
Фотографии




Андрей Попов

Правило "контраста". Более светлый предмет или объект съемки следует располагать на темном фоне и, наоборот - темный предмет - на светлом фоне. Но при этом нельзя фотографировать на совершенно белом фоне, так как могут появиться блики. Не рекомендуется фотографировать людей на желтом или коричневом фоне. Цвет таких фотографий кажется не естественным. Не снимайте людей на фоне пестрого ковра. Его яркая расцветка будет отвлекать.
 

Портрет справа сделан на темном фоне. В результате темные волосы, практически, слились с фоном. Возможно, человек на фотографии гордится своей новой прической, но мы этого уже не узнаем. К тому же яркое пятно на заднем плане, вероятно лампа, очень отвлекает от основного сюжета.

Портрет слева выполнен на ярко-белом фоне. В результате некоторые части объектов оказались поглощенными бликами.

А вот два примера достаточно правильного использования правила контраста.
 

Снимок слева. Вероятно, обычная бытовая сцена на память. Фотограф поставил людей на не очень пестром фоне серых тонов. Ничто не отвлекает от основного сюжета. На снимке справа, фотограф выбрал синий фон. Хотя фон и яркий, однако он не вносит диссонанс в сцену, скорее подчеркивает яркость настроения актеров школьного театра.

Правило "размещения". Сюжетно-важные элементы вашего изображения размещаются внутри кадра не хаотично, а образуя простые геометрические фигуры.
 

Правило "равновесия". Элементы изображения, расположенные в разных частях кадра, соответствуют друг другу по объему, размеру и тону. Если человек в кадре стоит слева, то в правой части должен быть какой-либо объект, который "уравновесит" сюжет, например, памятник.
 
Фото Андрея Попова

Правило "одной трети", или "золотого сечения". Это правило было выведено Леонардо Да Винчи и является одним из самых главных. Наиболее важный элемент изображения, располагается на расстоянии примерно 1/3 по высоте или ширине кадра от его границы. Поделите кадр на девять одинаковых квадратов. Точки пересечения линий и есть “золотое сечение”.

Фото Андрея Попова

Другая схема, подтверждающее "золотое сечение" изображена ниже. Проведем диагональ фотографии, затем из свободного угла опустим линию к этой диагонали под прямым углом. Таким образом наша фотография окажется разделена на три прямоугольных треугольника. Схему можно поворачивать как угодно, но самые важные части сюжета должны располагаться в этих треугольниках.

Вот рисунок иллюстрирующий сразу две схемы "золотого сечения". 

Правило "диагонали". Сюжет снимка располагается по линии диагонали.
Делим сторону фотографии на две части. Каждую из этих частей еще на три части. Точно так же поступаем и с другой стороной фотографии. Проводим диагональ и линию, которая на рисунке показана красным цветом. Объекты должны располагаться по этой диагонали. Особо важные части сюжета должны располагаться по линии.
 

В одном снимке может быть и две диагонали, вероятно, теоретически, их может быть и четыре.

Правило "формата". Преобладание в кадре вертикальных или горизонтальных объектов требует и соответствующего формата. Если вы фотографируете человека в полный рост, или, например, высокое здание, держите фотоаппарат вертикально. Иногда даже полезно обрезать фотографию ножницами, чтобы придать ей нужный формат или убрать лишнее.

Фото Андрея Попова

Фото Андрея ПоповаПравило "точки съемки". Точка съемки влияет на эмоциональное восприятие снимка. Наиболее спокойное состояние достигается съемкой с уровня глаз. Верхняя или нижняя точки съемки вносит в кадр элемент напряженности. Линия горизонта, если она присутствует в кадре, не должна походить через центр снимка, иначе он окажется разделен пополам, и глазу придется выбрать, на какой половине остановиться и сосредоточиться. При фотографировании детей или домашних животных, опускайтесь на колено.

Правило "направления". Наши глаза привыкли читать слева направо, поэтому и снимок мы непроизвольно разглядываем так же. Вот поэтому смысловой центр лучше располагать в правой части кадра, поскольку взгляд и объект съемки в этом случае как бы движутся навстречу друг другу. Перед движущимися предметами, а также в том направлении, куда обращен взгляд человека, следует оставлять свободное пространство.
 

Правило источника освещения. В простейшем варианте источник света (например, солнце) должен находиться за спиной фотографа. В этом случае никаких проблем у вас не возникнет. Съемка, когда свет падает с другой стороны – удел подготовленных фотографов.

Правило "исключения из правил". Иногда нарушения правил композиции приводит к удачным снимкам. Так бывает, что главный элемент располагают в самом центре кадра. А намеренное нарушение равновесия в фотографии используется обычно для усиления динамичности и психологической напряженности. Иногда основной идее снимка соответствует как бы "не правильный" формат. Расположение смыслового центра в левой части диагонали вызывает у зрителя ощущение ограниченности движения, что так же влияет на психологическое восприятие снимка.

Главное правило. Не бойтесь экспериментировать.

  • Если глядя на фотографию, зритель заговорит о качестве бумаги – снимок не получился.